Что это, откуда, почему и как справляться с ней? Зачастую, мы сталкиваемся с ситуацией, когда ребенок ничего не хочет делать ни в школе, ни дома. И все это мы называем просто ленью. А каковы причины массового заражения ленью, и в лени ли вообще дело?
Дорогие родители! Давайте рассмотрим причины, которые могут вызывать у ребенка так называемую ЛЕНЬ, и попробуем найти рецепты борьбы с ленью:
УСТАЛОСТЬ Многие замыслы ученика были бы осуществлены и начинания завершены, если бы не усталость и нехватка сил, преследующие его постоянно или в конце определенного периода времени (например, в конце года).
Рецепт: отдых и восстановление сил, смена деят-ти, посильная поддержка.
ОТСУТСТВИЕ СМЫСЛА РАБОТЫ С годами у взрослого человека это может нести более широкое толкование: отсутствие смысла жизни, а значит, и смысла чего-либо добиваться, к чему-то стремиться и доводить до конца. У ребенка может быть следствием логического заблуждения: «Зачем я буду учить стихотворение, если меня не спросят?».
Рецепт: объяснять ребенку, что получает знания и делает задания он не для учителя, а для себя.
ОТСУТСТВИЕ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ В данном случае речь идет о ряде умений, в первую очередь, интеллектуальных, что не дает возможности ученику нормально учиться.
Рецепт: посильная помощь учителя, родителей, одноклассников, освоение навыков и умений через дополнит-е занятия.
НЕПОСИЛЬНОСТЬ РАБОТЫ Многие учебные задания трудны для ученика из-за несоответствия его возрастным и психолог-м особенностям и поэтому несоизмеримы с его возможностями. Поэтому ставить перед учеником непосильные для него задачи - значит заведомо обрекать его на неудачу.
Рецепт: индивидуальные беседы-консультации с учителями о причинах такого объема работы.
ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРЕСА К РАБОТЕ Такие дети не могут что-то делать без удовольствия, не могут долго терпеть напряжение, дискомфорт.
Рецепт: совместный поиск родителями и учителями мотивации к работе (поощрения, призы, награды и т.д.).
ЛЕНЬ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ СТРАХОВ Кажется, что ребенок ленится, а на самом деле, он боится низкой оценки результатов своей работы другими или собственной низкой оценки. Может быть другая форма страха - страх предстоящих усилий - физических, умственных или душевных, при высоком уровне притязаний может вылиться в отказ от любой работы вообще.
Рецепт: индивидуальная работа с психологом, избавление от страхов и фобий.
ОСОБЕННОСТИ ДУШЕВНОГО СОСТОЯНИЯ В жизни каждого человека, в том числе ребенка может быть пробоина, в которую понапрасну уходит энергия. Это может быть конфликт, неудовлетворенность, скверное воспоминание, ревность, зависть, двусмысленное положение, ложь… К этому перечню можно что-то добавить, а что-то убрать.
Рецепт: сказкотерапевтические и психологические занятия, научить ребенка позитивному мировосприятию.
ОСУТСТВИЕ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ Во всем, за что ни берется ребенок, он предвидит неудачу, на всяком пути препятствия кажутся ему неодолимыми, поэтому он легко отступает, сходит с дистанции.
Рецепт: сказкотерапевтические и психологические занятия, научить ребенка позитивному мировосприятию.
АСТЕНИЧЕСКИЙ ТИП ЛИЧНОСТИ Слабое чувство жизни. Внутри такого человека что-то непрестанно сопротивляется всякой обязанности, всякому «надо».
Рецепт: сказкотерапевтические и психологические занятия, занятия спортом.
ГЕДОНИЧЕСКАЯ ЛЕНЬ Попросту говоря - желание праздности распространяется у такого человека на любую работу. Самый сложный вид лени.
Рецепт: беседы с ребенком о философии жизни, о принципе отражения мира «Как аукнется, так и откликнется».
ПОЗИТИВНАЯ ЛЕНЬ Изобретения, рационализаторские предложения. Например: лень идти - изобретается велосипед. С такой ленью бороться не нужно, ибо она двигает человечество ВПЕРЕД!
(По материалам Ольги Филипповой)